Воскресенье , 26 Май 2019
Домой / Положения / Особенности применения средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учебных заведений

Особенности применения средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учебных заведений

Программа научно-исследовательской работы «Особенности применения средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учебных заведений » в рамках эксперимента «Пилотные школы».

Главная организация: Академия педагогических наук Украины.

Автор: Институт средств обучения АПН Украины.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс с использованием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Предмет исследования: основные факторы, влияющие на результаты учебно-воспитательного процесса и развитие личности ученика в условиях широкого использования средств ИКТ.

Общая методология исследования базируется на основных положениях системного подхода как методологического способа познания педагогических фактов, явлений, процессов, положений психолого-педагогической науки в области использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учебных заведений.

Для решения поставленных задач должны быть использованы общенаучные методы: теоретические (анализ психолого-педагогических теорий и концепций по проблеме исследования, сравнение отечественных и зарубежных подходов к организации учебно-воспитательного процесса с широким использованием средств ИКТ, систематизация и обобщение теоретических и экспериментальных данных). Эмпирические (анкетирование и тестирование учащихся и учителей, наблюдение за учебной и учебной деятельностью в течение учебно-воспитательного процесса).

Цель исследования: пополнение качественных принципов педагогики и педагогической психологии новыми закономерностями обучения и воспитания, основанных на широком использовании средств ИКТ.

Основная гипотеза исследования исходит из основных положений концепций информатизации общеобразовательных учебных заведений, компьютеризации сельских школ, утвержденной Коллегией Министерства образования и науки 27 апреля 2001. И состоит в том, что информатизация общеобразовательных учебных заведений существенно влияет на содержание, организационные формы и методы обучения и управления учебно-познавательной деятельностью, а также вызывает существенные изменения в деятельности учащихся, учителей, руководителей учебных заведений и учреждений.

Основная гипотеза исследования конкретизируется в следующих частных гипотезах:

— широкое внедрение средств ИКТ в учебно-воспитательный процесс создает дополнительные возможности для разработки и внедрения новых личностно ориентированных образовательных технологий, дифференциации учебно-воспитательного процесса для возможности полного развития склонностей и способностей детей, удовлетворение их запросов и потребностей, раскрытие творческого потенциала;

— использование средств ИКТ как средств учебной деятельности в процессе изучения различных учебных предметов способствует формированию информационной культуры учащихся, становится сегодня неотъемлемой составляющей общей культуры каждого человека и общества в целом;

— постоянное и активное использование в учебном процессе средств ИКТ влияет на личностные психические и психофизиологические личностные качества субъектов учебной деятельности.

Задача исследования:

— определение количественных закономерностей результатов учебной деятельности численного неоднородного контингента учащихся в реальных условиях обучения с использованием средств ИКТ;

— определение средств ИКТ, которые наиболее эффективно влияют на формирование жизненной компетенции учащихся;

— выявление влияния на ход и на результаты учебного процесса составляющих средств ИКТ (компьютерно ориентированных систем обучения, педагогических программных средств различных типов и т.д.) для дальнейшей разработки рекомендаций по организации учебного процесса с их использованием.

Определение и измерение влияния:

1) средств ИКТ на психофизиологические и интеллектуальные личностные качества ребенка;

2) организации интерфейса на операционную и учебную деятельность ученика и учителя;

3) представление учебной информации (содержания, структуры, возможности управления и т.п.) средствами ИКТ на ход и результаты учебного процесса;

4) степени диагностики в системе «ученик — компьютер» на качество обучения.

Определение количественных закономерностей:

1) формирование навыков пользователей средствами ИКТ;

2) усвоения учащимися учебного материала теоретического характера при использовании средств ИКТ;

3) формирование экспериментальных умений и навыков при использовании средств ИКТ, в частности в учебном эксперименте.

Основные методы исследования.

С целью обеспечения надежности экспериментальных методик исследования и квалифицированной интерпретации их результатов в исследовании применяются современные методы планирования и проведения эксперимента, обработки полученных данных методами экспертной оценки, педагогической и психологической диагностики, использование математических методов обработки и презентации результатов эксперимента.

Ожидаемые результаты.

1. Нормирование методов мониторинга результатов внедрения в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных учебных заведений новейших технологий обучения, предусматривающие использование различных составляющих ИКТ и их комплексов.

2. Определение педагогически целесообразного структуры и составляющих учебной среды, построенного с использованием средств ИКТ.

3. Разработка системы методических предложений по использованию средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учебных заведений Украины.

4. Распространение научно-педагогической информации среди заинтересованных пользователей (в том числе средствами ИКТ).

5. Формулировка концептуальных положений и методических рекомендаций по дальнейшему внедрению средств ИКТ в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных учебных заведений.

Этапы и сроки проведения исследования.

1 подготовительный этап.

1. Отбор экспериментальных средств ИКТ, которые будут использоваться в исследованиях.

2. Разработка дидактически ориентированных средств ИКТ, использование которых соответствует достижению цели исследования.

3. Разработка программных средств математического обеспечения обработки и презентации результатов исследования.

4. Проведение серии пробных и пилотных экспериментов.

5. Анализ промежуточных результатов, обобщение и систематизация материалов, полученные в процессе серии пробных и пилотных экспериментов.

2 опытно-экспериментальный этап.

1. Организация сети общеобразовательных учебных заведений, принимающих участие в эксперименте.

2. Проведение на базе пилотных общеобразовательных учебных заведений запланированных исследований.

3. Научно-методическое обеспечение экспериментальной работы учителей, участвующих в эксперименте.

4. Анализ промежуточных результатов, обобщение и систематизация материалов, полученных в процессе опытно-экспериментальной работы.

3 заключительный этап.

1. Общий отчет о результатах эксперимента.

2. Издание методических рекомендаций по использованию средств ИКТ и новейших технологий обучения, построенных на их широком использовании, в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учебных заведений.

3. Распространение педагогического опыта, приобретенного в результате эксперимента через организацию и проведение семинаров, конференций, «круглых столов» и т.п.